Когда ребёнок начинает говорить? На этот вопрос нет определённого ответа: каждый малыш индивидуален, и особенности развития его речи зависят от различных факторов – социального, физиологического, организационного. Причины отсутствия возможности полноценно разговаривать, различны, и сегодня мы поговорим об этом, затрагивая способы решения проблемы.

Нормы, которые часто указываются в статьях и детских блогах – лишь условная граница, отклонение от которой вполне возможно. Я встречала источники, в которых указывались странные требования к развитию ребёнка:

  • в год малыш (по мнению автора) должен знать около 100 слов;
  • в 18 месяцев – более 300 слов;
  • в 2,5 года – обладать способностью полноценно изъясняться.

Подобный речевой запас возможен, но он, скорее, исключение, а не безусловная норма.

Если малыш не говорит в три года – это повод посетить невролога для выявления возможных причин, назначения и коррекции терапии. Патологии головного мозга, органа слуха и другие проблемы, из-за которых ребёнок не может начать говорить, нельзя оставлять без внимания специалиста, к тому же они могут свидетельствовать о тяжёлых органических заболеваниях.

Если Вы убедились, что кроха здоров, изучите особенности воспитания и общения малыша в семье: возможно, ваши ошибки не дают ему начать разговаривать. Разберём их подробнее.

Неправильное общение со взрослыми

Родственники – первый источник слов и знаний для младенца. Не понимая детскую психологию и потребности ребёнка, мама и папа могут сами тормозить его развитие.

Что же вы можете делать неправильно?

Эмоциональная бессловесность

Объятия и улыбки приятны малышу, но что, если общение с крохой сводится лишь к выражению эмоций без слов?

Обнимая ребёнка, скажите, как сильно вы его любите; опишите то, что и так понятно без слов.

Ориентация на называние

Научить малыша повторять слова – нетрудно. Кроха может называть предметы ещё в полтора года, однако простое повторение за взрослым – это подражание, а не активная речь.

Пример: моя свекровь, занимаясь внуком старше двух лет делала ту самую ориентацию на называние. Ребёнка, который уже понимает сложные взаимодействия предметов, она просила повторить элементарные слова (мяч, кот, ляля) и радовалась, когда он это делал. В то же время мы с сыном в это время уже изучали причинно-следственные связи (кот толкнул мяч, он упал в воду, а кот заплакал) с обоснованием эмоций и оценки происходящего.

Не путайте подражание и активную речь: кроха может повторять за взрослым с временной задержкой, вспоминая слово через час после того, как мама произнесла его.

Активная речь не имеет ничего общего с пустым подражанием звуков: малыша надо обучать пониманию назначения предметов, иначе даже при большом словарном запасе он не сможет говорить.

Обилие детской речи

Искажения произношения слов до пяти лет не считаются патологией, однако своевременное их исправление приветствуется.

Пример: ребёнок вместо слова к «курица» говорит «коко». Вместо того, чтобы поправить малыша, мама и сама употребляет это слова в речевых конструкциях, полагая, что крохе так понятнее.

Однако не нужно поощрять невнятное и неправильное произношение, переходя на осознанное употребление в речи «ляль, мака, момо» и других странных слов. На каждое малышовое «авака, баака, муму» вводите свои «яблоко, баранка, корова»: так ребёнок быстрее научится правильно разговаривать.

Пресыщение информацией

Стремительное увеличение словарного запаса в раннем возрасте нередко становится причиной нервного срыва и, как следствие – нарушение дальнейшей речевой активности.

Например, когда малыш в полтора года радует родителей хорошим произношением, мама и папа начинают активно навязывать ему обучение, стараясь развивать его навыки. Подобное «бремя знаний» оказывается стрессом для ещё неокрепшей нервной системы, кроха устаёт, становится капризным и теряет интерес к обучению.

Вывод: занимайтесь с ребёнком дозированно, в соответствие с возрастными нормами, чтобы не утомлять маленького человека.

Непонимание действия

Предметное взаимодействие ещё не свидетельствует о понимании предназначения вещи.

Не оставляйте кроху один на один с ворохом игрушек: знания младенец получает в процессе игры, поэтому важно объяснять «на пальцах» что и как нужно делать:

  • организовывайте совместные игры;
  • больше читайте ребёнку, рассматривайте картинки, объясняя действия героев книг;
  • придавайте «человеческий» характер всем действиям игрушек (кошка ест, щенок плачет, рыбка спит);
  • широко описывайте действия и характеристики предметов (не мяч, а «красивый зелёный мяч прыгает и падает в лужу», не носик, а «маленький, красивый носик Маши»), чтобы ребёнок понимал, как использовать глаголы и прилагательные.

Если малыш не хочет участвовать в обучающих играх, взрослые должны показать, как надо общаться и играть личным примером. Пример: мама показывает папе картинки, играют в машинки, строят правильную пирамидку, одновременно показывая цвета и размеры предметов.

Отсутствие общения со сверстниками

Взрослые учат детей разговаривать, при этом дают им возможность узнавать слова, но не делают лексику понятной окружающим.

Что я имею в виду? Когда малыш хочет попросить маму дать машинку, он полагает, что она и так знает, что именно ребёнок хочет. Чаще всего родители действительно досконально знают желания своего чада, поэтому говорит просто: «дай биби».

Когда кроха общается со сверстником, он понимает, что тот, как и он, может не понимать детали просьбы, поэтому старается подробнее объяснить: «бибика с коосиками, красная, на поолке большооой сооит».

Как ни странно, именно в общении с одногодкой у малыша появляются в речи союзы и причастные, качественные прилагательные и эмоциональная оценка предметов.

Обязательно обеспечивайте крохе общение не только с родными и близкими, но и маленькими детьми – так малыш сможет заговорить раньше (не случайно второй ребёнок в семье начинает говорить раньше, по сравнению с первенцем).

Генетический фактор

Известно, что примерно 30% деток начинают говорить в том возрасте, когда появились первые осознанные предложения в речи их родителей.

Не всегда наследственность определяет возраст, в котором малыш заговорит, но врачи и не отрицают важность этого фактора.

Независимо от того, какая проблема мешает начать Вашему ребёнку полноценно разговаривать, следите за поведением крохи, физическим и ментальным развитием и при признаках возможного отклонения от нормы обращайтесь за консультацией к специалисту.

Leave a comment